Лана Казновская (lanakaz) wrote,
Лана Казновская
lanakaz

Category:

Вот оно как на самом-то деле! (или работа над ошибками)

Самая любимая моя фраза последние две недели: "Если бы я знала!"
Так вот если бы я знала, то фиг бы я ввязалась в эту штуку под названием франшиза.
Но я не знала, и представлялась она мне, наивной, как поле одуванчиков с розовыми единорогами. Увы и ах, в реальности от прежней картинки только поле. Бескрайнее поле работы. Без одуванчиков, только пахотные земли! И это, поверьте мне, не самое страшное.

preview-650x390-650-1412857115
Я же как думала? Я думала, вот как же будет прекрасно и здорово: у меня такой славный, добрый бизнес, мы делаем такие вкусные штуки, у нас такое замечательное название! Я буду помогать другим заниматься таким же замечательным бизнесом, причем самый геморой - производство вкусных и красивых штук - возьму на себя. Люди будут зарабатывать деньги, благодарить меня за такую возможность, бизнес мой будет расти и процветать.

Хрен то там!

Краткое содержание предыдущих серий: у нас подписано и запускается сразу 4 кафе по франшизе в Питере, одновременно с этим запускается новое производство, одновременно мы готовим региональную франшизу, потому что уже есть франчайзи, который очень-очень хочет запускаться первым. Опытные люди сразу поняли, что потянуть все это без потерь или здоровья, или денег, или репутации, или еще чего нереально. Опытные люди не ошиблись!
Сейчас я выбираю между деньгами и репутацией и считаю, что мне еще крупно повезло, что здоровье крепкое пока.

Далее будет работа над ошибками с моей франшизой. Очень надеюсь, что кому-то она поможет не совершить их, когда ввяжетесь в эту тему. Причем сразу скажу, что это моя работа над ошибками ни разу не истина. У меня все еще куча вопросов без ответов, и многие из них будут ниже в тексте. Так что если вы знаете ответы, то будет просто замечательно, если напишите их в комментариях.

1. Ошибка: заключать предварительный договор из-за того, что у будущих франчайзи еще нет юр.лица, и сразу начинать работу над их проектом.
Правильно: спокойно дождать регистрации юр.лица, спокойно заключить договор концессии, и спокойно начать работать над проектом.
Почему: А потому что скорость важна только при ловле блох. Это, конечно, прекрасно, когда люди приходят и хотят подписывать договор, но не надо впадать в эйфорию. Да, хочется сразу закрепить все договоренности, но в реальности ничего за две недели регистрации ООО не случится. А если люди за эти 2 недели передумают, то это точно были не наши люди :)
И вот тут у меня первый вопрос. Стоит ли на этот период ожидания регистрации давать инструкции потенциальным франчайзи по поиску помещения и его анализу? Наверно стоит, но самим искать и отправлять для анализа специально обученного мальчика - не стоит. Вот это только после заключения договора. Хотя вот был у нас потенциальный франчайзи со своим помещением, я туда мальчика отправила сразу после переговоров, а потом отказала, не подошло место. Сберегла нервы и себе и человеку.

2. Ошибка: говорить, что обычно открытие занимает месяца 2-3, но иногда получается уложится и в месяц, что на прибыль выйдете через 3 месяца, но, если удачно стартанем, и через месяц.
Правильно: Строго - открытие 3-4 месяца без вариантов! прибыль через 3 месяца - и тоже без вариантов!
Почему: потому что люди почему-то запоминают именно вот эти вот "иногда бывает". И потом ты же еще и крайняя оказываешься, когда "иногда" не случилось. Потому что обещала! Не рассказывала, как иногда бывает, а обещала!
В общем все сроки умножайте на 2. Пусть потом приятный сюприз будет, если быстрее получится.

3. Ошибка: устные консультации и инструкции.
Правильно: писать все! Хотя бы по почте. А лучше полноценными инструкциями, если с картинками, то вообще великолепно.
Почему: а потому что все, что ты сказал словами, во-первых, очень частно понимается неправильно, во-вторых, ни разу не ценится. Ты ночами часами по скайпу рассказываешь, как и что делать, а потом тебе говорят, что ничего не было, я все сам сделал :) И ты такая сидишь и не понимаешь, чем же ты ночами занималась, причем не с мужем.
Вообще вот этот пункт про инструкции на самом деле самый важный. И самая моя большая ошибка была, что мы начали ставить франшизные кофейни не прописав подробно весь процесс. Для меня он казался достаточно ясным и простым, и вообще мы собирались сами под ключ заведения делать, чего тут писать-то? В итоге "под ключ" не получилось, потому что все франчайзи захотели все делать сами. А инструкций не было. Рассказывали все на ходу. Это было очень неправильно! Даже при том, что мы сразу предупреждали, что франшизы первые, и мы документацию по этим запускам и будем готовить, а сейчас ее нет, все равно это было очень неправильно. Потом абсолютно все нам предъявили, что инструкций написанных не хватало. И были правы.

4. Ошибка: автоматом принимать в свою "семью" всех франчайзи.
Правильно: это не мой бизнес! не мой! и не надо за него так переживать! и эти люди не "свои" еще, и "своими" станут года через два, не раньше.
Почему: есть у меня такая забавная черта, я везде вокруг себя начинаю строить "семью". Ну как же, люди пришли ко мне, люди любят "Кусочек счастья", люди помогают мне, я помогаю им. Ну ведь родные почти! Я так же с сотрудниками себя вела, когда только начинала бизнес. Потом разочаровывалась. Жизнь ничему не научила, с франчайзи тоже самое. Я их всех полюбила как родных сразу по факту того, что они хотят работать под моим брендом. За всех болит сердце (причем натурально так ноет, физически). Ну и разочарования начали случаться скоро. Как и у них в отношении меня (внимания недодала, инструкций недодала, денег на них зарабатываю и т.д. и т.п.), так у меня с ними. Как же они так не понимают, что на самом деле купили! Но это уже в другой ошибке будет :)

5. Ошибка: не объяснить очень-очень четко, что именно люди получают за свои деньги.
Правильно: все прописать, причем в договоре прям по пунктам. И подчеркнуть, что именно то, что в договоре, оно и будет по факту. Все, что им послышалось от меня, увиделось где-то в рекламе, подразумевалось само собой - все фигня!
И что на самом деле самое ценное будет не прямо сейчас, а немного позже, и самое ценное - это мы и наши условия работы.
Почему: потому что вариантов того, что я "обещала" оказалось так много, что прям растерялась. Отпираться не стала, повинилась, наверно и правда обещала, но не шмогла. Но на будущее обязательно говорить и несколько раз, что все, что я обещала, в договоре, проверяйте, дополняйте, подписывайте или нет.
И в продолжение предыдущего. Почему-то все восприняли паушальный взнос как плату за то, что мы им помогаем открывать кафе. Наверно потому, что когда не умеешь это делать, то именно этот момент воспринимается как самый сложный и ценный. Или потому, что дело это ну очень хлопотное, а все решили самостоятельно все делать, а не отдать нам эту работу "под ключ" (мы ж обманем и на откатах заработаем!) и реально умаялись. В итоге - мы мало помогали, непонятно за что вам платить вообще. Начинаешь напоминать, что вообще-то у нас впереди вот это, вот это и вот это, а еще мы только за первый месяц вам подарочной и дегустационной продукции тысяч на 100 отгрузим и продожим отгружать и впредь подо все маркетинговые акции, а еще все возвраты первый месяц принимаем за свой счет обратно. Я, блин, вообще нифига не зарабатываю на первых франчайзи (особенно с учетом, сколько я вбухиваю в новое производство для поставок им), потому что понимаю, что это не ради денег, а ради перспективы. Но если б я знала, что меня в откатах обвинять будут... Да, это уже следующий пункт.

6. Ошибка: давать рекомендации по поставщикам и подрядчикам.
Правильно: вот вам список того, что надо купить, вот список того, что надо сделать, идите и ищите того, кто вам нужен!
Почему: ну на самом деле "правильно" не совсем правильно. Все-таки от нас по-любому будут ждать проверенных подрядчиков и поставщиков. И эти контакты сами по себе очень ценная информация. Но я теперь реально боюсь давать эти контакты. Потому что те, с кем у меня получается хорошо и давно работать, оказываются совершенно не милы. Я понимаю, что это произошло из-за самого главного поставщика по оборудованию, которого мне тоже рекомендовали, кстати, и который включил в счет дорогущую нержавейку своего производства. Я нержавейку потом всю отменила (а что не удалось отменить, себе забрала по той самой дикой цене), деньги вернули, но осадочек остался. Причем по отношению ко мне. Я же дала этого поставщика! И оборудование у него дорогое слишком что-то, можно было дешевле взять (не такое же дешевле, а классом ниже), и наверняка я за откат советовала именно этого поставщика! Вот это мне не постеснялись высказать почти в глаза по телефону. Вот до сих пор обтекаю.
И как после такого давать какие-то контакты? Изготовители наружной рекламы хреновые, ремонтники дорогие, поставщик кофе в кофе ничего не понимает... Вот оно мне надо все это выслушивать? Причем оно ведь без вариантов: или недодала информации нужной, или дала хреновых подрядчиков. И как поступать?

7. Ошибка: считать что то, что мне легко, привычно и понятно, будет так же легко, привычно и понятно другим.
Правильно: пугать жестоко с самого начала, что будет очень-очень сложно, мы все умрем, постоянно будут случаться неприятности и нестыковки, сроки будут срываться, складываться удачно ничего не будет. Бизнес он вот такой!
Почему: а потому что я за 3 года этого бизнеса уже привыкла, что вот так оно все на самом деле, чтобы ты ни делал. Жизнь такова. И сейчас для меня то, что при ремонте выясняется, что вентиляция, которая должна была работать как часы, не работает вообще, а ремонт будет стоить плюс 20 тыс. и плюс на 1.5 недели сдвигается открытие кафе, это не ужас-ужас-ужас, а так - попереживаю полчасика и вперед решать. А для людей, которые только-только в это окунулись, это реально конец света. Я себя помню в первый год бизнеса. У меня от каждой новой проблемки уже реально паника была и депрессия. Правда, вот фиг знает, помогло бы мне то, что меня заранее предупредили, что все будет вот так вот. Потому что люди запоминают только оптимизм из п.2. А я еще этот ложный оптимизм и внушаю. Это мне тоже предъявили, кстати. Что я слишком обаятельная и привлекательная создаю впечатление, что все легко, просто и весело. Так вот теперь я хожу грустная и рассказываю всем, как все плохо и лучше не будет. И это не только потому, что мне за оптимизм предъявили, а потому что для меня вся эта франшизная тема такая же новая, как для моих франчайзи эти кофейни, и для меня все эти сложности новые, и они валятся и валятся, а к ним я еще не привыкла. И паника, и ужас-ужас! Только я не предъявляю никому, что мне-то описывали все это по-другому (или я по-другому предсталяла), и что ожидания мои обмануты. Может тоже года через 3 привыкну.
Да, мне еще за эмоциональность пеняют. Но тут у меня возражений нет. Эмоциональна, и бизнес у меня эмоциональный. Надо расти над собой и становится прожженной бизнес-леди какой-нибудь. Или брать в помощники таких, и пусть они общаются с франчайзи, а буду эмоционировать спокойно в сторонке :)

Бог мой, сколько уже накатала! И опять эмоции-эмоции. Но надеюсь, что среди них кто-то и полезное что-то найдет. И посоветует что-нибудь, кому есть что сказать.

Ну и наши дела на текущий момент.
Франчайзи очень удачно стартанувшей кофейни на Лиговском, д. 9 понял, что это вообще не его бизнес, и ему совершенно некогда им заниматься, а в управление отдавать он не доверяет, и еще наверняка есть какие-то причины внутренние. В итоге он хочет закрывать кофейню с 1 ноября. Если не удасться ее продать до этого времени. Цена ОЧЕНЬ гуманная. Так что, если интересно, то пишите мне на lana@kusochek.com, и заходите посмотреть это прекрасное место. Мы хотели делать из этого кафе что-то такое центровое, проводить там встречи разные, лекции устраивать, игротеки, мастер-классы. Планов было громадье. Очень жалко будет, если такое хорошее место пропадет. С выручкой там хорошо, все по плану. Но работать надо будет много-много, и все будет плохо, и мы все умрем, ну вы помните ;-)

Точку на вынос на Решетникова решили переформатировать в тортовый шоу-рум по типу того, что у нас на Фермском сейчас. То есть тортики и пирожные будут, но главное - это заказные торты. Они там очень бодро пошли, надо усугубить эффект :) Сейчас будем запускать много рекламы именно в этом направлении, причем затраты эти берем на себя. Мне очень хочется, чтобы у ребят там все получилось.

Кафе на Муринском запускается 30-31 октября. 8-9 ноября будет проходить торжественное открытие. Приглашаю всех!
Будут аниматоры и мимы, фотограф и большой торт, мастер-классы и беспроигрышная лотерея, всякие подарки и прочие приятности. В общем для каждого найдется его кусочек счастья :)

2014-10-25 01-31-56 maket2-front.pdf — Просмотр документов 2014-10-25 01-32-24 maket2-back.pdf — Просмотр документов

Производство должно начать переезд в Миллер на следующей неделе. Не спрашивайте меня, как оно - перевозить производство, продолжая поставки на точки и делая торты к нужному сроку. Это что-то из области магии и веры в помощь высших сил, словами не описать. Я так даже представлять боюсь. Но мы все равно это сделаем и даже останемся живы.

Кафе в Миллере должно запуститься 1 ноября. Точнее оно должно было быть сдано еще 15 октября, но можно снова прочитать п.7. Я-то ко всему была готова, ну к сдвигу сроков на 2 недели точно, а вот на большее мне уже сложнее согласится, хотя, возможно, придется. Но если вдруг мы запустимся к 1 ноября, то это опять из области магии и высших сил.

Очень хорошо, что у детей будут осенние каникулы в это время. Потому что ко всему этому великолепию еще и дети... Ну в общем есть предел. Так что мои будут засланы к бабушке-дедушке на Валдай.
Кстати, после того, как я активно включилась в учебный процесс, Лиза постепенно исправляет свои двойки, а с английским так и вообще наладилось, она даже сама предложения уже составляет, и даже иногда правильно :) Вот тут я прям молодец и горжусь собой, не смотря на кучу ошибок с франшизой. Потому что если уж Лизка двойки исправляет свои, то мне-то уж грех свои не исправить :)

Все будет хорошо! (да, блин, я излишне оптимистична опять!)
Tags: Кусочек счастья, Лиза, бизнес, работа, франшиза
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →